СлайдшоуСлайдшоуСлайдшоуСлайдшоуСлайдшоуСлайдшоу

21.05.2018 Непрерывное профессиональное развитие

Знаковое событие состоялось в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова — здесь с 15 по 17 мая прошла IX Общероссийская конференция с международным участием «Неделя медицинского образования-2018».

На конференции было прочитано свыше 250 докладов, а количество участников превысило 1600 человек из девяноста образовательных организаций, в том числе из Великобритании, Ирландии, Австрии, Сербии, Польши, Китая, США и стран СНГ. В общей сложности мероприятие посетило более 2500 гостей.
Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова напомнила собравшимся, что в 2011 г. был запланирован переход на новые государственные образовательные стандарты, а в 2016-2017 гг. студенты, которые учились по ним, закончили медицинские вузы. Эти стандарты были существенно дополнены преподаванием по фундаментальным медицинским наукам и практиками, что позволило перейти к аккредитации — механизму допуска молодых специалистов к профессиональной деятельности. В 2016-м г. первыми сдали аккредитационный экзамен выпускники фармацевтических и стоматологических факультетов, а в 2017-м г. — выпускники по всем базовым специальностям.
Это дало стране более 6 тыс. молодых специалистов, которые сразу смогли выполнять функции врачей первичного звена — терапевтов, педиатров, амбулаторных стоматологов. Сейчас идет работа над тем, чтобы в этом году впервые аккредитовать выпускников медицинских колледжей со средним специальным образованием, а в 2019 г. — выпускников ординатур. Необходимо перейти на модульное образование в ординатуре и многоуровневую аккредитацию, позволяющую достаточно быстро начинать выполнять молодым специалистам свои функции в практическом звене и получать дальнейшее непрерывное профессиональное развитие, в том числе и в смежных профилях.
Особую роль в аккредитации играет и профессиональное сообщество. При этом спикер поблагодарила Национальную медицинскую палату и ее президента Леонида Рошаля за представительство во всех субъектах в РФ, а также высказала благодарность другим профессиональным медицинским союзам.
Важнейшим вектором развития отечественного здравоохранения является формирование национальной системы, основанной на единых требованиях к доступности и качеству медицинской помощи, независимо от территориального проживания пациента. В советское и постсоветское время не было единых требований и рекомендаций к качеству оказания медицинской помощи. Задачей стало с 2012-г. перейти на единый свод клинических рекомендаций, в структуру которых входит критерий качества оказания медицинской помощи, утверждаемый как нормативный документ. По сути, создается система управления качеством медицинской помощи, вырабатываются регламенты контрольных и надзорных мероприятий Росздравнадзора, Фонда ОМС, страховых медицинских организаций. Клинические рекомендации, которые должны обновляться минимум один раз в год, являются матрицей для обновления критериев аккредитации специалистов соответствующих профилей и образовательных программ.
С 2016 г. под эгидой Минздрава РФ работает портал непрерывного медицинского образования, обеспечивающий получение качественного образовательного контента. Пользователями портала уже стали 300 тыс. врачей, здесь есть 18 тыс. интерактивных модулей для самообразования, представлены более 400 образовательных организаций, а за прошлый год 17 тыс. специалистов прошли дополнительное обучение. На развитие этого портала, как приоритетного проекта, Правительством России будет выделено 10 млрд руб.
Затем в рамках конференции состоялась церемония награждения ежегодной премией в сфере медицинского образования России Координационного совета по области образования «Здравоохранение и медицинские науки», которую Вероника Игоревна лично вручила лауреатам.
«Электронное медицинское образование в России» — так назывался доклад, с которым выступил ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Петр Глыбочко. «Электронное обучение в настоящее время, — отметил он, — та образовательная технология, которая позволит обеспечить высокий уровень доступности образования и одновременно повысить его качество. Это возможность освоения учебных программ и их модулей, независимо от места нахождения обучающегося, снижение трудозатрат преподавателей, охват качественным образованием всей территории России».
Электронное обучение дает возможность самообразования и независимую оценку знаний при прохождении аттестации. Сейчас возникла необходимость создания инфраструктурной базы для этого направления — в этом году на базе Сеченовского университета открыт первый в РФ Институт электронного медицинского образования (ИЭМО). Сегодня ИЭМО включает в себя Федеральную электронную медицинскую библиотеку, состоящую более чем из 3 млн библиографических материалов. Методический центр аккредитации Института обеспечивает процедуру сопровождения аккредитации специалистов по всей стране. Кроме того, эффективно функционирует центр непрерывного профессионального образования, и центр медицинских систем и технологий, отдел мониторинга качества образования.
Задачами Института ЭМО являются: разработка и внедрение новых технологий в обучение, создание независимой оценки знаний студентов и аттестации преподавателей, формирование национальной системы аккредитации медицинских специалистов, интеграция дистанционных программ в систему медицинского образования. В результате многие студенты стали больше заниматься самообразованием, и больше времени проводить в «виртуальной клинике». Но необходимо изменить и мировоззрение преподавателей в оценке собственной работы, чтобы не просто читать лекции, но и быть экспертами-консультантами для будущей аккредитации молодых специалистов. Ресурсами Института ЭМО уже воспользовались 15,5 тыс. врачей.
Одним из ярких моментов конференции стало выступление директора по развитию Ассоциации медицинского образования в Европе (АМЕЕ) Тревора Гиббса. «50% того, чему мы обучали студентов еще пять лет тому назад, — отметил он, — сегодня оказывается устаревшим или неправильным. Необходимо пересмотреть все учебники. Нужно развить такое направление для студентов, которое побудило бы их учиться, искать ответы на практические вопросы. И это образование необходимо распространять по всем странам. Сегодня АМЕЕ представляет уже 110 стран — а это огромное количество студентов-медиков, которые в скором времени будут лечить людей. Нами создано более 120 практических курсов и рекомендаций, в том числе и на русском языке».
Итак, 15 мая в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова был открыт офис АМЕЕ, цель которого заключается в поддержании и содействии международного медицинского образования совместно с вузами-партнерами, а впоследствии и по всей России, как на индивидуальном, так и на организационном уровне посредством сотрудничества с центральным офисом АМЕЕ. С началом работы нового представительства российские специалисты смогут повышать квалификацию, при этом все учебные материалы будут доступны на русском языке. Сотрудничество Сеченовского университета с АМЕЕ поможет российским преподавателям, врачам, исследователям и студентам следить за развитием медицинского образования.

Источник: Медицинская газета