СлайдшоуСлайдшоуСлайдшоуСлайдшоуСлайдшоуСлайдшоуСлайдшоу

Впереди — модульное образование

Совместное заседание Общего собрания ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений» и Совета деканов медицинских факультетов и директоров медицинских институтов государственных университетов Минобрнауки России прошло в конце 2016г. в Москве. «В 2015 году, по поручению министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой нами разрабатывались концепции по непрерывному, дистанционному и симуляционному образованию, а в 2016-м все это было необходимо применить на практике в наших вузах. В 2016 году удалось запустить первичную аккредитацию по таким направлениям, как стоматология и фармакология. Сейчас идет подготовка первичной аккредитации по остальным медицинским специальностям». Такими словами поприветствовал собравшихся Председатель Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений», ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Петр Глыбочко.

Вероника Скворцова в свою очередь отметила, что главная цель государства – сохранение жизни и здоровья граждан и приумножение человеческого потенциала нации. И здесь стратегическая роль ложится на систему здравоохранения, а поставленные перед нею задачи требуют очень быстрой реализации. За первые 10 месяцев 2016 г., по данным Росстата, средний возраст женщин достиг 78 лет, а у мужчин – более 72-х. Во всех возрастных группах населения снижается смертность от всех основных причин. Особые достижения достигнуты в перинатологии - резко снижена материнская и младенческая смертность, этот показатель сейчас в два раза ниже, чем планировалось на 2020 г.

Сейчас в России создается трехуровневая система здравоохранения с внедрением инновационных методов диагностики и лечения, информационных цифровых технологий, молекулярно-генетических и молекулярно-биологических подходов в медицине. И все это требует от медицинского образования существенного развития. Фактически, создается образовательно-отраслевой континуум и перед медицинскими вузами стоит две задачи: обеспечить медицинской помощью труднодоступные территории, готовя медицинские кадры по потребностям каждого региона, а так же применение непрерывного медицинского образования в течение всей жизни профессионального врача.
За прошедший год резко повысился престиж медицинских специальностей – конкурс в вузах в среднем достиг 30 человек на место, а балл ЕГЭ оказался самым высоким по стране – 78, 91. Даже у тех, кто поступает по целевому набору, ЕГЭ был больше 68, что выше, чем в среднем по России для остальных «целевиков». И здесь себя хорошо зарекомендовала система интегрированного образования, которая строится от школьной профориентации, специальных медицинских и лицейских классов, предуниверсариев.

Квота целевого приема была увеличена и составила 56,8%, что на 2% выше, чем в 2015 г. Этот год позволил преодолеть дефицит подготовки врачей определенных специальностей в 2016-м онкологов, реаниматологов, психиатров, благодаря тому, что в ординатуру тоже стали принимать «целевиков».

В 2016 г. впервые был запущен новый механизм допуска к профессиональной деятельности – трехэтапный экзамен по двум специальностям. Показатель эффективности аттестации составил 95% у фармацевтов и 98% у стоматологов. Теперь все врачи будут сдавать такие экзамены: теоретический экзамен пройдет по персонифицированным вариантам, отобранных компьютером для исключения каких бы то ни было подтасовок, навыки и умения будут фиксироваться на видео, а третий экзамен предложит решить ситуационные задачи на клиническое мышление.

В настоящее время 65% всех рабочих мест врачей оснащены компьютерами и подключено к единым сетям, что позволило активно развивать Федеральный регистр деятельности медработников и использовать дистанционные и информационные образовательные программы. Каждый врач сможет выбрать индивидуальную траекторию профессионального развития.

В ближайшее время планируется перейти на модульное образование, которое может бесконечно повышать квалификацию специалиста, несколько «размывая» границы его специальности к смежным зонам здравоохранения. Созданы и интерактивные модули самообразования, которые зачитываются в кредитной системе непрерывного образования с оценкой КПД усвояемости знаний. Таких модулей сделано уже более 540, в 2017 г. их число достигнет тысячи. Они позволят решать ситуационные задачи, анализировать результаты всевозможных тестов.

А что будет с ординатурой, ведь в 2017 г. интернатура уже перестанет существовать? На этот вопрос министр здравоохранения ответила так: «Ординатура будет многоступенчатой и продлиться от одного года до пяти лет в зависимости от медицинской специальности. Первый год станет аналогом интернатуры – фактически это обучение общей терапии и хирургии, тем специальностям, которые позволят ребятам подняться с должности участкового врача-терапевта до специалиста общего терапевтического отделения районной больницы и ЦРБ. Самое длительное обучение будет у высокотехнологичных специалистов».

Сегодня работать в вузе становится престижно. Но кандидатов и докторов наук среди приходящих на эту работу молодых специалистов не очень много – всего 15-18%. «Та модель подготовки кадров, которая существует сейчас в виде аспирантуры – заявила заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова – третий уровень высшего образования». В среднем на третьем году подготовки в аспирантуре защищаются только 24% специалистов. Но аспирантура должна быть связана с защитой диссертации. Для этого надо разработать модель «ординатура-аспирантура», которая будет рассчитана на 6-7-летнию подготовку диссертации, и привязать ее к научным фондам и грантам.
Первый заместитель министра здравоохранения РФ Игорь Каграманян в докладе «Приоритетные проекты развития здравоохранения РФ – основа повышения эффективности организации оказания медицинской помощи населению» сообщил о самых значимых направлениях в современной медицине. 25 октября 2016 г. были утверждены паспорта следующих приоритетных проектов: совершенствование организации медицинской помощи новорожденным и женщинам в период беременности и после родов, предусматривающих развитие сети перинатальных центров проект назван «Технологии и комфорт матерям и детям»; обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах, развитие санитарной авиации; совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационной технологии, электронное здравоохранение; внедрение автоматизированного мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя, защита населения от фальсифицированных лекарств и вывода их из оборота.

К 2018 г. планируется, что заработает 94 перинатальных центра, сейчас их 73 в 69 субъектах России. Ставится амбициозная задача достижения к 2018 г. дальнейшего снижения младенческой смертности. Планируется создание трехуровневой организации медицинской помощи матерям и детям, которая позволит равномерно распределять беременных, поступающих как в плановом, так и в экстренном порядке, оказание помощи в перинатальных центрах проживающим в отдаленных районах. В трех регионах, где перинатальных центров еще нет, их функции будут выполнять ближайшие к ним центры. Здесь можно привести пример эффективного взаимодействия между Еврейской АО и Хабаровским краем.

Основным критерием проектов станет экстренная госпитализация больных с жизнеугрожающими заболеваниями и оказание им помощи в течение первых суток. В 2015 г. этот показатель составлял 67%, сейчас ставится задача к 2025 достигнуть 90%. Это должно привести к снижению смертности среди населения, проживающего в труднодоступных районах. Предусмотрено дополнительное финансирование в размере 30,3 млрд руб. на закупку новых медицинских вертолетов отечественного производства, оснащенных современным медицинским модулем.

Председатель Комитета Государственной думы по охране здоровья Дмитрий Морозов ознакомил собравшихся с докладом «Медицинская помощь детям в образовательных организациях. Законодательное регулирование». Тема, по мнению спикера, поднятая в докладе, как никогда требует экспертной поддержки и тщательного подхода к школьной медицине. Ребенок большую часть своей жизни проводит в школе, те же, у кого есть отклонения в здоровье, требуют отдельных условий, специального питания, иногда медицинского сопровождения.

В школах необходима своевременная вакцинация, создание системы охраны детского здоровья, сдача норм ГТО, диспансеризация и многое другое, чтобы действительно создать здорового молодого человека, который во время учебы постоянно подвергается различным стрессам.

У администрации школы нет прав не допустить к занятиям ребенка с явными признаками заболевания. А что делать, если у ребенка хроническое заболевание, но из-за врачебной тайны руководство учебного заведения об этом не знает и может дать школьнику неадекватную для него нагрузку? В 2016 г. в нескольких городах (Новосибирск, Москва, Санкт - Петербург) это приводило к трагическим последствиям.

Педагоги должны быть обучены оказанию первой медицинской помощи, но это не всегда выполняется. Примерно в половине школ и детских садов медицинские кабинеты либо отсутствуют, либо не отвечают санитарным нормам. По счастью, многим директорам учебных заведений удалось сохранить стоматологические кабинеты. Неудивительно, что инициатива по совершенствованию школьной медицины была одобрена Президентом РФ.
Так же на заседании были рассмотрены вопросы о проведении фестиваля искусств среди студентов-медиков и проведении всероссийского конкурса на звание «ВУЗ здорового образа жизни».

Источник: «Медицинская газета»
URL: http://www.mgzt.ru/content/vperedi-modulnoe-obrazovanie
(Дата публикации — 10.01.2017)